Логистика как инструмент достижения конкурентного преимущества предприятия торговли

Логистический процесс в торговле на уровне организаций торгового посредничества реализуется посредством потоков, функционирующих между элементами и подсистемами торговой фирмы, а также между фирмой и внешней средой. Управление фирмой, интегрирующее совокупность функций стратегического планирования, организации, мотивации и контроля, задает параметры желательного состояния торгового предприятия, мотивируя их достижение через систему стимулов. Ресурсом и, одновременно, продуктом управления логистическим процессом является информационный поток, представленный совокупностью сообщений, качество и параметры которых обусловлены системой каналов и средств связи, источников и потребителей данных сообщений. Через каналы прямой и обратной связи информационный поток распределяется между подразделениями, реализующими логистические процессы закупки, продажи, транспортировки, хранении и др.

В дезагрегированном   виде логистическая система может быть представлена многообразием протекающих процессов, распадающихся в последующем на отдельные логистические операции. Декомпозиция региональной макрологической системы позволяет выделить в ее структуре ряд микрологических систем, представленных совокупностью торгово-посреднических предприятий и организаций. Микрологистическую систему торгового посредника можно представить как последовательность процессов закупки, транспортировки, складирования, хранения и реализации товаров. Многообразие содержания и форм торгового посредничества предполагает в каждом конкретном случае уточнение и дополнение разработанной модели, ее конкретизацию, основанную на эмпирическом описании поведения того или иного субъекта торговли.
Конечные характеристики товарно-материальных потоков задают  субъекты спроса: промежуточные потребители (торгово-посреднические организации, бюджетные структуры и др.) и конечные пользователи (домохозяйства), представленные отдельными потребителями.
Функции логистических служб торгового предприятия могут быть следующими:
- отдел закупок: поиск партнеров и формирование рациональных хозяйственных связей по закупкам, в том числе организация коммуникаций с поставщиками: оценка  конъюнктуры рынка предложения; выбор оптимальной модели и условий закупок, в том числе определение оптимального уровня обслуживания, определение цены закупки; разработка оптимальной схемы, сроков условий, порядка и валюты расчетов, контроль оплаты за поставленные на фирму ТМЦ; юридическая экспертиза закупочной деятельности, в том числе претензионная работа; оценка экономической эффективности процесса закупок;
- транспортный отдел: расчет потребности в транспорте; определение параметров транспортировки, разработка оптимальных схем движения транспортных средств, маршрутизация; выбор вида и типа транспортных средств, перевозчика; заключение договора на потребление транспортных услуг, разработки требований к транспортной таре, погрузочно-разгрузочным операциям; определение потребности в экспедиторских услугах; диспетчеризация транспортного потока; определение особых условий транспортировки (переадресовка, страховка, режим и физические условия транспортировки и др.);
- служба продажи: поиск потребителей, организация коммуникаций с потребителями; оценка конъюнктуры спроса; разработка оптимальных условий поставки, расчет   цены поставки; разработка сервисной политики, организация оптимального логистического обслуживания потребителей; проектирование оптимальных схем расчетов, определение сроков, условий, порядка, валюты платежа; контроль своевременности оплаты поставки потребителями; юридическая экспертиза поставочной деятельности, в том числе претензионная работа; оценка экономической эффективности поставок.
- складское хозяйство: организация погрузочно-разгрузочных работ; осуществление качественной и количественной приемки груза; разработка технологических карт внутрискладского перемещения транспорта и единиц хранения, размещение поступившей товарной массы в местах складирования и хранения; управление запасами; подготовка продукции и производственному потреблению.
Розничная торговля в последние годы претерпела значительные структурные изменения и благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения играет важнейшую роль в экономике страны.
Исследование рынка розничной торговли связано с изучением спроса  и предложения, организацией доставки товаров в розничную торговую сеть, организацией хранения, транспортированием, продажей товаров и т. д.
Поиск путей эффективной реализации указанных функций в целях приобретения конкурентных преимуществ приводит к необходимости использования широко известных как у нас в стране, так и за рубежом концепций логистики.
Длительное время роль логистики в розничной торговле недооценивалась. В настоящее время ученые и практики отмечают, что логистика, обеспечивая рациональное управление всеми процессами, делает торговые предприятия более эффективными и конкурентоспособными. Логистика поддерживает устойчивость торгового предприятия на рынке, оптимизирует функции закупки, транспортировки, хранения запасов. Рационально управляя процессами закупки товаров, доставкой товаров в розничное торговое предприятие, запасами товаров, логистика способствует экономии издержек обращения, снижению цены товаров, повышению рентабельности бизнеса. Применение логистики повышает эффективность товародвижения за счет сокращения транспортных расходов; ускорения оборачиваемости денежных средств, вложенных в товарные запасы; а также применения современных информационных технологий.
В экономической и научной литературе в настоящее время специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики.
Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, то есть управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Обобщая роль логистики как инструмента достижения конкурентного преимущества предприятия торговли, следует подчеркнуть, что она имеет стратегическую значимость и оказывает влияние на все экономические показатели, в том числе на доходы и прибыль. Без логистики не могут быть эффективно выполнены основные операции в торговле. Логистика позволяет контролировать наличие товаров на складе, оборачиваемость запасов, их своевременное пополнение и недопущение дефицита товаров, влияет на изменение (сокращение) трансакционных издержек, способствует сокращению потерь при транспортировке, снижению уровня совокупных издержек, оптимизирует время и расстояние доставки товаров, влияет на рост качества торговых услуг. В конечном итоге логистика существенно повышает эффективность деятельности розничных торговых предприятий на рынке.
Покупателей интересуют качество товаров, уровень обслуживания, уровень цен на товары, наличие дополнительных услуг, время на поиск и приобретение товара в магазине, которые в свою очередь определяются степенью внедрения логистических подходов в розничном предприятии.
Можно констатировать, что логистика в розничной торговле ориентирована на такие изменения как:
1) организация быстрой доставки товаров в розничное торговое предприятие;
2) оптимизация маршрутов доставки и транспортных расходов;
3) применение современных информационных систем, позволяющих контролировать получение товара и размещение его на складе, управлять товарными запасами, проводить инвентаризации и прочее;
4) качественное обслуживание покупателей;
5) быстрое реагирование на изменение спроса;
6) использование современных технологий продажи, таких как мерчендайзинг;
7) минимизация совокупных издержек обращения торгового предприятия, которая приведет к снижению цен и увеличению рентабельности.
В большинстве предприятий использование логистических подходов находится на низком уровне, вследствие того, что термин логистика понимается как развитие транспорта и складского хозяйства, то есть как наиболее узкая сфера применения логистики. Выделим основные причины, по которым внедрение логистических подходов в деятельность небольших предприятий торговли затруднено:
– недостаточная концентрация капитала для собственного развития;
– отсутствие финансовых возможностей для организации специально оборудованных складских помещений, в том числе и отдельно стоящих;
– ограниченные площади для организации торгового зала, вспомогательных помещений;
– отсутствие собственного транспорта и оборудования для хранения и перемещения товаров;
– формирование специфического ассортимента, предназначенного для удовлетворения повседневного спроса (товары подобного ассортимента, как правило, с небольшим сроком хранения, быстрооборачиваемые).
Возрастающая конкуренция на российском рынке заставляет торговые предприятия использовать различные методы для сохранения прибыльности компании за счет сокращения логистических издержек. Основным направлением по снижению логистических издержек в розничной торговле является интеграция, позволяющая организовать товарные потоки оптимальным образом.
Логистическая интеграция между производственными, транспортными, оптовыми и розничными организациями занимает все более важное место в интеграционных процессах торговли. В розничной торговле по мере накопления капитала развиваются интеграционные процессы, на рынке появляются различные форматы торговли, получающие конкурентные преимущества за счет предложения на рынке собственных торговых марок, максимизации товарооборота, получения ценовых скидок на закупки товаров у производителей.
Интеграционные процессы в розничной торговле обусловлены, с одной стороны, низкой конкурентоспособностью большинства магазинов, которые не обладают достаточной концентрацией капитала для собственного развития, и с другой стороны, необходимостью повышения качества функционирования самих торговых предприятий. Мы полагаем, что развитию интеграционных процессов способствуют:
1. Понимание логистики как инструмента в создании и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
2. Перспективы и тенденции по развитию новых организационных форм – логистических сетей.
3. Развитие информационных технологий, позволяющих осуществлять эффективное управление всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.
Необходимо отметить, что количественные и качественные изменения в розничной торговле способствуют совершенствованию логистики торговых предприятий:
1) увеличивается объем и частота закупок товаров розничными торговцами;
2) в связи с расширением ассортимента в розничных торговых предприятиях увеличивается количество поставщиков, работающих с ритейлерами;
3) с повышением доли полуфабрикатов, свежей скоропортящейся продукции возросла скорость движения товарных запасов через всю цепочку поставок розничных торговцев;
4) в связи с увеличением доли рынка, принадлежащей сетевой розничной торговле, происходит увеличение степени централизации закупок;
5) повышается уровень взаимодействия с поставщиками и уровень интеграции и сотрудничества по всей цепи поставок;
6) за счет постоянного укрупнения масштабов деятельности происходит постоянное сокращение удельных издержек (в том числе логистических) розничной торговли;
7) возрастает роль логистики розничной торговли вследствие перераспределения сил в канале сбыта, поскольку именно торговые предприятия определяют, какие товары и от каких производителей будут представлены в магазине;
8) внедрение систем быстрого реагирования, направленных на улучшение управления запасами, ускорение движения товарных потоков, реагирование на изменение потребностей покупателей и снижение случаев возникновения дефицита товара путем внедрения систем электронного обмена данными, систем штрих-кодирования и использования современной упаковки, позволяющей перемещать товар в торговый зал без предварительной подготовки.
Логистическое интегрирование потоковых процессов на отдельных предприятиях охватило все логистические функции на предприятии. Логистическая интеграция – это процесс объединения нескольких логистических функций и товарных ресурсов торговых предприятий с целью повышения эффективности их деятельности.
Логистически интегрированными считаются те магазины, объединение которых базируется на принципах логистики. Значительные резервы повышения эффективности могут быть выявлены в результате системного интегрирования закупок, транспортирования и других процессов, охватываемых логистикой. Для поиска путей повышения эффективности деятельности магазинов следует выявить и исследовать параметры торговой деятельности, изменение которых воздействует на характер торговых процессов.
Таким образом, можно констатировать, что логистика на современном этапе приобретает все большую практическую направленность и развивается по таким направлениям как производственная логистика, логистика управления запасами, логистика распределения, сбытовая логистика, транспортная логистика, логистика складирования, информационная и финансовая логистика. В свою очередь, развитие логистической деятельности позволяет оптимизировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов, в результате чего повышается эффективность функционирования предприятий в целом.
 

 


к списку статей